02Одним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом и к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц.
Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Такие известные учёные как Е. И. Аркин, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждают связь мелкой моторики с развитием мозга. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь. Одним из наиболее интересных видов деятельности для ребёнка является изобразительная деятельность. Она сочетает в себе рисование, лепку, аппликацию. Однако именно техника «пластилинография» соединяет в себе два направления изобразительной деятельности рисование и лепку.
Это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, объемные или полуобъёмные на горизонтальной поверхности.. Пластилин можно прилеплять, раскатывать, отщипывать, оттягивать, все эти приёмы мы используем в лепке и эти же приёмы необходимы при работе в технике пластилинография.
В отделении социальной помощи семье и детям с детьми посещающих группу дневного пребывания в рамках тренинга «Самораскрытие и личностный рост» для развития мелкой моторики применяются традиционные и не традиционные техники лепки и рисования пластилином. На этот раз была создана большая картина декоративно – прикладного творчества «Времена года в сказочном лесу», авторами которой являются первоклассники. Дети, отщипывали кусочек пластилина и скатывали его в шарик размером с горошину, затем клали его на лист бумаги.
Это техника позволяет ребёнку освоить понятие объёма, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ дать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку, особенно там, где требуется скатывать, вставлять, прикреплять маленький круг из пластилина на плоскости, покрывать цветным фоном поверхность бумаги. 
По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга, а пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности у детей может стать необычным решением задачи, развития мелкой моторики рук.
При создании «Времена года в сказочном лесу» дети решили к ежикам приклеить дерево своего настроения, которое является завершающей частью-рефлексией тренинга, а в результате, в любое время года настроение оказалось хорошее.